- Система законодательства
- СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (англ. system of legislation) - объективная форма существования норм права, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. С.з. не просто совокупность таких актов, а их дифференцируемая система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права. С.з. венчает отраслевая обособленность. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права (см.: С.С. Алексеев. Структура советского права. - М., 1975).
Система права и С.з. не тождественны. Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом С.з. выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права — это материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой отрасли этот материал может использоваться в различном сочетании, поэтому отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и наоборот.
С.з. по объему представленного в нем материала шире системы права, т.к. включает положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).
В основе деления права на отрасли и институты находятся предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы гос-ной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой С.з. Вертикальная структура С.з. строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане С.з. непосредственно отражает национально-государственное устройство РФ, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство. Единство принципов распределения правотворческой компетенции между гос-ными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства: а) акты высших органов гос-ной власти; б) акты высших органов гос-ного управления. Вертикальная же структура права - это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д. В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами С.з., обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.
Если система права имеет объективный характер, то С.з. в большей степени подвержена субъективному фактору и во многом зависит от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами (см. подр: Теория государства и права. Курс лекций. - Саратов, 1995).
Энциклопедия права. 2015.